Неточные совпадения
Новая жизнь ожидалась исключительно от
изменений социальной среды, от внешней общественности, а не от творческих
изменений в личности, не от духовного перерождения народа, его воли, его
сознания.
В огромной массе русской интеллигенции война должна породить глубокий кризис
сознания, расширение кругозора,
изменение основных оценок жизни.
Окончательная победа царства Духа, которая ни в чем не может быть отрицанием справедливости, предполагает
изменение структуры человеческого
сознания, т. е. преодоление мира субъективации, т. е. может мыслиться лишь эсхатологически.
Эсхатологическое
сознание предполагает глубокое
изменение человеческого
сознания.
Я отдавал себе вполне ясный отчет в фактической стороне этих сновидений: в какой форме они зародились, как потом перешли через целую свиту лиц, городов, местностей (Иван Тимофеич, Балалайкин, Очищенный, Корчева, Самарканд и т. д.), но какую связь имели эти
изменения форм с моим внутренним существом, с моим
сознанием — этого я никак проследить не мог.
Разрешение противоречий жизни и
сознания возможно двумя путями:
изменением жизни или
сознания. И в выборе из двух, казалось бы, не может быть сомнения.
Люди эти утверждают, что улучшение жизни человеческой происходит не вследствие внутренних усилий отдельных людей
сознания, уяснения и исповедания истины, а вследствие постепенного
изменения общих внешних условий жизни, и что потому силы каждого отдельного человека должны быть направлены не на
сознание и уяснение себе и исповедание истины, а на постепенное
изменение в полезном для человечества направлении общих внешних условий жизни, всякое же исповедание отдельным человеком истины, несогласной с существующим порядком, не только не полезно, но вредно, потому что вызывает со стороны власти стеснения, мешающие этим отдельным людям продолжать их полезную для служения обществу деятельность.
Точно так же и всё человечество может перестать делать то, что оно считает дурным, но не может не только изменить, но и задержать хоть на время всё уясняющего и распространяющегося
сознания того, что дурно и чего поэтому не должно быть. Казалось бы, что выбор между
изменением жизни и
сознания должен бы быть ясен и не подлежать сомнению.
Образованные люди высших классов стараются заглушить всё более и более выясняющееся
сознание необходимости
изменения настоящего строя жизни, но жизнь, продолжая развиваться и усложняться в прежнем направлении, усиливая противоречия и страдания людей, приводит их к тому последнему пределу, дальше которого идти нельзя. Такой последний предел противоречия, дальше которого идти нельзя, есть общая воинская повинность.
Петр не внес чуждых принципов в те элементы государственного устройства, которые г. Устрялов называет основными; он даже не мог их коснуться, при всей решимости своего характера, именно потому, что такое коренное
изменение не было выработано в народном
сознании.
Или скорее: предпринимаются сотни тысяч экспериментов, чтобы изменить способы питания, обстановку, образ жизни нашего тела:
сознание и оценки в нем, все виды удовольствия и неудовольствия — показатели этих
изменений и экспериментов.
Это
изменение структуры
сознания есть также
изменение понимания отношения между имманентностью и трансцендентностью.
Настоящая глубокая коренная революция есть
изменение структуры
сознания,
изменение отношения к объективированному миру.
Но все-таки XX век обозначал радикальное
изменение человеческого
сознания в отношении к полу.
Активное отношение к концу истории предполагает более или менее длительный период
изменения структуры
сознания, духовную и социальную революцию ещё в историческом времени, которая не может совершиться одними человеческими силами, но не может совершиться и без человеческих сил, пассивным ожиданием.
Это предполагает
изменение христианского
сознания и преодоление отвлеченного спиритуализма, противополагающего дух телу и видящего в теле враждебное духу начало.
Исторические революции никогда такого
изменения структуры
сознания не делают, они остаются в плане детерминации и определяются не столько свободой, сколько роком.
В действительности
изменение структуры
сознания, прекращение объективации, создание общества свободных, которое мыслимо лишь для апофатической социологии, должно происходить ещё по сю сторону.
Изменение направления борьбы за свободу человека, за появление свободного есть прежде всего
изменение структуры
сознания,
изменение установки ценностей.
Победа над возможностью войны предполагает
изменение структуры
сознания.
И это прежде всего означает такое
изменение структуры
сознания, при котором исчезает объективация, нет противоположения субъекта и объекта, нет господина и раба, есть бесконечность, исполненная универсальным содержанием субъективность, есть царство чистой экзистенциальности.
Это есть радикальное
изменение направления
сознания, освобождение от иллюзий
сознания, принявших форму объективных реальностей.
Революции делаются средним человеком и для среднего человека, который совсем не хочет
изменения структуры
сознания, не хочет нового духа, не хочет стать новым человеком, не хочет реальной победы над рабством.
Изменение типа культуры выразилось прежде всего в
изменении направления
сознания и тем культуры.
Но исключительная направленность
сознания на общество и на необходимость его радикального
изменения приведет к забвению самой человеческой личности, полноты ее жизни, ее права на духовое содержание жизни.
Тело наше не есть одно, и то, что признает это переменяющееся тело одним и нашим, не сплошное во времени, а есть только ряд переменяющихся
сознаний, и мы уже очень много раз теряли и свое тело и эти
сознания; теряем тело постоянно и
сознание теряем всякий день, когда засыпаем, и всякий день и час чувствуем в себе
изменения этого
сознания и нисколько не боимся этого.
Но ведь к
изменению своего тела и замене одних временных
сознаний другими человеку пора бы привыкнуть.
В противоположность буржуазному
сознанию нужно было бы быть оптимистом в отношении к социальным
изменениям, устраняющим социальные причины несчастий, и пессимистом в отношении к метафизическим проблемам человеческого существования.
Все это ведет к
сознанию той вечной истины, что возрождение народа не может быть внешним, исключительно материально-социальным, что оно должно быть прежде всего внутренним
изменением души народа, победой в ней правды над ложью, Бога над идолами, духовным оздоровлением человеческой личности.
И как для человека главные
изменения совершаются в области духовной, невидимой, так и в человечестве главные
изменения совершаются прежде всего в невидимой области, в его религиозном
сознании.